Страхи
В возрасте от 2,5 до 5 лет у ребенка бурно развивается воображение.
Вместе со своими игрушками он часто погружается в придуманный мир и разыгрывает разные ситуации по детальному сценарию. Подобные игры помогают детям справляться с эмоциями и удовлетворять потребность в контролировании происходящего.
Разыгравшееся воображение также может стать причиной появления различных страхов. Ребенку бывает трудно отличить реальное от выдуманного, и от этого он порой начинает плохо засыпать или просыпаться по ночам. Иногда страхи основаны на реальных событиях. Например, когда умирает бабушка или дедушка, малыш начинает бояться, что мама или папа тоже умрет, и от этого не хочет расставаться с ними на ночь. К другим типичным для этого возраста страхам относятся боязнь темноты, сказочных персонажей, акул, страшных собак и пауков. Поскольку перед сном ребенок расстается с вами и (обычно) спит один, то как раз в это время и проявляются его тревоги.
В такой ситуации многие родители не знают, как поступить. С одной стороны, хочется утешить и успокоить напуганного ребенка; с другой стороны, нельзя укреплять его веру в существование реальных оснований для этого страха. Очень важно проявить терпение и позволить ребенку выразить свои чувства; пусть вы не увидите в них логики, зато для малыша они вполне рациональны, и если вы его оттолкнете, то он испугается еще больше. Постарайтесь серьезно отнестись к переживаниям ребенка, внимательно выслушайте его и заверьте, что ему ничего не угрожает, и тогда тревоги скорее утихнут и нормализуется сон. Как только заметите, что страхи проходят, старайтесь уделять им меньше внимания, чтобы продленный ритуал подготовки ко сну и ночные пробуждения не стали привычкой.
Проверенные способы борьбы с детскими страхами
- Помогите ребенку почувствовать себя комфортно в детской. Если малыш боится оставаться один в своей комнате, можете несколько ночей поспать вместе с ним. Постелите себе на полу рядом с его кроваткой или кроватью. Если он спит в кровати, не ложитесь вместе с ним, поскольку это помешает ему научиться спокойно спать в одиночку. Утром, когда вы оба проснетесь, скажите малышу: «Вот видишь, в твоей комнате безопасно. Ничего не случилось, все хорошо. Здесь очень уютно и спокойно!»
- Играйте в детской в течение дня. Проводя в ней больше времени днем вместе с вами, ребенок будет спокойнее оставаться там на ночь.
- Оставляйте свет включенным. Если ребенка пугает темнота, установите ночник или оставляйте верхний свет на минимальной яркости. Можно также открыть дверь в тускло освещенный коридор, чтобы малышу было спокойнее.
- Поиграйте с тенями. Чтобы сбросить завесу загадочности с ночного времени и темноты, выключите свет и поиграйте в живые тени с фонариком или спойте веселую песенку в такт движущемуся лучу света.
- Оградите ребенка от пугающей информации. В течение дня не показывайте ему ничего, что может хотя бы слегка напугать, в том числе фильмы, телепередачи, книги.
- Поговорите с ребенком о том, что его пугает. Если словарный запас уже позволяет малышу рассказать о своих страхах, то разговаривайте с ним на эту тему в течение дня. Только пусть он первый скажет, что его пугает. Не нужно подсказывать ребенку, иначе он ухватится за ваше предположение и начнет либо бояться того, что вы назвали, либо использовать это как повод для того, чтобы не ложиться спать.
- Выбросьте «спрей против монстров». Если ребенок боится сказочных персонажей, то объясните ему, что они не настоящие, а выдуманные. Можете даже раскрасить ему лицо зеленой краской (гримом) и сказать: «Вот видишь, ты тоже можешь притвориться чудовищем!» Мы не рекомендуем пользоваться так называемыми «спреями против монстров», которые лишь убеждают ребенка в том, что чудовища действительно существуют.
- Дайте ребенку мягкую игрушку или другой предмет, связанный с вами. Подобные предметы служат мостиком между малышом и родителями во время разлуки и помогают ему почувствовать их любовь и заботу.
- Сделайте специальную книгу. Придумайте рассказ о том, что пугает вашего ребенка, чтобы помочь ему справиться со страхом. (Смотрите предыдущий раздел «Книги, облегчающие принятие перемен».)