Развитие языковых навыков у ребенка с восьми месяцев до года
К концу первого года жизни ваш ребенок начнет выражать свои намерения, подползая к желаемой цели или указывая на нее рукой либо пальцем.
Кроме того, он станет копировать многие жесты, которые взрослые используют во время разговора. Однако такое невербальное общение является временным - на период, пока ребенок учится, как высказываться словами.
Вы заметили, что сейчас вместо воркования, лепета и визга ранних месяцев ребенок произносит легко узнаваемые слоги типа «ба», «да», «га» и «ма»? Он может даже совершенно случайно натолкнуться на такие слова, как «мама» и «бай-бай», и, увидев ваш восторг, понять, что сказал нечто осмысленное. Очень скоро ребенок станет употреблять слово «мама», чтобы позвать вас или привлечь ваше внимание. В этом возрасте он может также произносить слово «мама» на протяжении дня просто для тренировки. Однако в конечном итоге ребенок станет употреблять слова только тогда, когда захочет передать их смысл.
Хотя вы разговаривали со своим ребенком с самого его рождения, сейчас, когда он лучше понимает сказанное, ваши беседы с ним приобретают новое значение. Ребенок будет понимать больше, чем вы подозреваете, еще до того, как научится произносить слова. Упомяните, к примеру, название его любимой игрушки, которая находится в противоположном конце комнаты, и понаблюдайте за реакцией ребенка. Если он посмотрит в ее сторону, значит, понимает сказанное. Способствуйте развитию у него понимания речи, как можно чаще разговаривая с ним. Рассказывайте ему о происходящем, особенно во время купания, смены подгузников и кормления. Выражайтесь как можно более простыми и конкретными предложениями: «Я вытираю тебя большим синим полотенцем. Какое оно мягкое!» Произносите для него вслух названия знакомых ему игрушек и вещей. Постарайтесь быть как можно более последовательной. То есть если сегодня вы назвали свое домашнее животное котом, не называйте его киской завтра.
Укреплению зарождающегося понимания того, что все имеет свое название, способствуют детские книжки с картинками. Выбирайте книжки с большими картонными, матерчатыми или виниловыми страницами, которые ребенок может переворачивать сам. Желательно также, чтобы в них были простые, но красочные рисунки знакомых ему вещей.
Читая ребенку или разговаривая с ним, всегда старайтесь предоставить ему возможность подключиться. Задавайте вопросы и ожидайте на них ответа. Или же оставьте инициативу за ребенком. Если он произнесет «гаагаагаа», повторите этот набор звуков и посмотрите на его реакцию. Да, такой обмен звукосочетаниями может казаться бессмысленным, однако он говорит вашему ребенку о том, что общение двустороннее и он является равноправным участником в нем. Обращайте внимание на то, что лепечет ребенок. Это поможет вам определить слова, которые он понимает, а также увеличит вероятность распознания смысла первых произнесенных им слов.
Кстати, зачастую этих первых слов может не оказаться в лексике вашего родного языка. Для ребенка словом выступает любое звукосочетание, которое неизменно связано с определенным человеком, предметом или событием. Поэтому, если он говорит «мог» всякий раз, когда ему хочется молока, уважительно отнеситесь к этому «мог» как к вполне законному слову. Однако в своем обращении к ребенку употребляйте слово «молоко», и в конечном итоге он сам исправится.
Возраст, в котором дети начинают произносить распознаваемые слова, очень широк. У некоторых к окончанию первого года жизни в словарном запасе имеется уже два-три слова. (По российским стандартам нервно-психического развития, к году ребенок должен знать 8-10 односложных слов типа «ма», «па», «дай», «на», «гав» и т. п. - Прим. ред.) Однако в двенадцать месяцев язык вашего ребенка, вероятнее всего, будет представлять собой тарабарщину с тональностями и интонациями вразумительной речи. Но если он экспериментирует с разными звуками, отличающимися по высоте и интенсивности, значит, скоро заговорит. Чем больше вы будете реагировать на лепет ребенка как на разговор, тем сильнее станете стимулировать его желание общаться.
Этапы развития языковых навыков к концу рассматриваемого периода
- Все больше и больше внимания обращает на человеческую речь.
- Реагирует на простые словесные требования.
- Реагирует на.слово «нельзя».
- Использует простые жесты типа покачивания головы из стороны в сторону для обозначения «нет».
- Лепечет с интонацией.
- Говорит «папа» и «мама».
- Употребляет восклицания типа «о-о!».
- •Пытается копировать произношение слов.
Двуязычные дети
Если в доме говорят на двух языках, не волнуйтесь по поводу того, что это будет сбивать вашего ребенка с толку. В миллионах американских семей в повседневной жизни наряду с английским используется и второй язык. Исследования и опыт родителей показывают, что если очень маленькие дети постоянно слышат разговоры на двух языках (или даже более), они усваивают их одновременно. Безусловно, в случае нормального развития языковых навыков у ребенка он может лучше знать один из них и, разговаривая на нем, иногда вставлять слова из другого. Однако с течением времени ребенок станет отличать их один от другого и сможет общаться на обоих. (Отдельные исследования свидетельствуют о том, что, хорошо понимая оба языка, ребенок некоторое время на одном из них может говорить лучше, чем на другом.)
Конечно же, вам следует способствовать тому, чтобы ваш ребенок стал двуязычным. Это ценное качество и умение, преимуществами которого он будет пользоваться в течение всей своей жизни. Вообще, чем раньше ребенок столкнется с двумя языками, тем лучше он усвоит их. В дошкольном возрасте после исключительного общения на одном языке второй изучить уже немного сложнее.