Главная»Дети»До года»Развитие ребенка до года по месяцам»Физическое развитие ребенка в возрасте 6-9 месяцев

Физическое развитие ребенка в возрасте 6-9 месяцев

Физическое развитие ребенка в возрасте 6-9 месяцев

Между шестью и девятью месяцами малыш сообразит, что именно нужно сделать для того, чтобы сидеть и не падать.

Сначала его надо будет усаживать в подушки или просто немного поддерживать. Затем он научится сидеть с опорой на вытянутые ручки, в позе треножника. В конце концов ему удастся просидеть несколько минут, не сделав кувырок вперед. К девяти месяцам около половины всех младенцев могут самостоятельно сесть из любого положения. И это им очень нравится, потому что ручки оказываются свободными и готовыми к хватанию и изучению близлежащих предметов.

Раз уж ваш ребенок начал свое знакомство с чудесами, имеющимися в его мире, то он страстно захочет приблизиться к тем из них, до которых всего ничего — сантиметров десять или чуть больше. Невозможно предсказать, что он в конечном итоге предпримет, желая добраться до намеченной цели, — постарается перевернуться, покатиться, побежать, поползти. Когда именно это произойдет, тоже никто не ведает. Если малыш решит ползать, то апогея это искусство достигнет между семью и десятью месяцами, и вы будете поражаться, с какой немыслимой скоростью он передвигается. Он может отдать предпочтение традиционному способу ползания на руках и коленках, может торопливо передвигаться боком, словно краб, а может ползать и по-пластунски, как заправский солдат.

Но ползание вовсе не является обязательной вехой на пути развития человека. И некоторые дети ползают очень мало и редко или вообще минуют этот этап. Детей, еще не начавших ходить, не следует учить ползать: вам нужно четко уяснить, что никакой связи между ползанием и будущими спортивными или интеллектуальными достижениями вашего чада не имеется. Для развития зрения и умения читать ползание также не обязательно. Если во всех остальных отношениях ребенок развивается хорошо, и педиатр уверяет, что все нормально, не впадайте в панику: малыш не станет тратить время на ползание и сразу перейдет к более важным и интересным для него делам.

Где-то месяцев в девять малыш совершит еще одно открытие: стоять прямо — это очень, ну просто очень здорово! Кто-то из взрослых поставит его в непосредственной близости от дивана или кресла, и он будет стоять там, как приклеенный, удерживая равновесие при помощи рук. В конце концов малыш сообразит, как встать самому, используя для этого какой-нибудь достаточно высокий предмет. Следующим этапом станет перемещение «отсюда дотуда», от которого у зрителей перехватывает дух: ребенок, хватаясь за все, что помогает ему сохранить вертикальное положение и ежесекундно рискуя шлепнуться на пол, движется в выбранном направлении. Такое перемещение предшествует настоящему хождению.

На этом этапе исследовательской деятельности обычно возникают три проблемы:

  • Во-первых, малыш может прийти в смятение, когда он, встав на ноги, не сумеет сесть обратно. И вы должны научить его сгибать колени и медленно опускаться вниз, не плюхаясь при этом на попу. Эта наука убережет его от синяков и ушибов, и вам не придется, сломя голову, мчаться на отчаянный рев к тому предмету, в который малыш намертво вцепился, — скажем, к детской кроватке.
  • Во-вторых, ребенок не в состоянии судить о том, насколько устойчивы окружающие его предметы. Если он решит ухватиться за корзину для бумаг, столик на колесиках, комнатное растение в горшке или за торшер, то и он сам, и его ненадежная опора моментально окажутся на полу. И результат нередко бывает весьма плачевным — если, к примеру, ваш карапуз стащит со стола скатерть, на которой вы только что расставили свой любимый фарфоровый сервиз. А если он решит ухватиться за неустойчивый книжный шкаф, то последствия могут быть по-настоящему бедственными.
  • В-третьих, во время такого рода путешествий неизбежным становится карабканье вверх. Мало кто из детей устоит перед таким соблазном. Поэтому едва начинающие ходить малыши порядком пугают окружающих своей способностью забираться на низкую мебель, на ступеньки, на нагромождение подушек и на мягкие игрушки - ведь им так хочется изучить комнату с «высоты птичьего полета». Некоторые «альпинисты» отчаянно стремятся забраться как можно выше. К несчастью, их любовь к высоте нередко подвергается суровым испытаниям, которые влечет за собой падение с покоренной вершины.

Если вы хотите отпустить своего путешественника погулять по комнате, окиньте ее внимательным взглядом, чтобы выяснить, какие предметы находятся в пределах досягаемости малыша, и убедиться, что близкое знакомство с законом земного тяготения пройдет для него без особых потерь. Особенно важно не подпускать ребенка к лестнице, к которой его станет тянуть, как магнитом. Когда ему исполнится год, он сможет под вашим пристальным наблюдением начать постигать азы спуска вниз по ступеням. Но до той поры, когда передвижение по лестнице станет для него делом безопасным, пройдет еще немало месяцев. Так что, если поле деятельности малыша располагается неподалеку от лестничного пролета, то необходимо перекрыть доступ к нему. Поставьте на лестницу надежно запирающиеся воротца, изготовленные из узких дощечек (расстояние между ними не должно превышать шесть сантиметров). Деревянные и пластиковые перегородки в виде гармошки для этой цели не годятся, поскольку не слишком устойчивы, и к тому же любознательная голова вполне может застрять между их планками.

Позволить шести-двенадцатимесячному ребенку страдать от синяков и ушибов, чтобы «преподнести ему урок», — идея не из лучших. Во-первых, это может привести к совершенно необязательным телесным повреждениям, а во-вторых, ребенок еще не способен понять, что, занимаясь своими исследованиями, порой подвергает себя серьезному риску. (Такой опыт станет доходить до него, только когда ему исполнится месяцев пятнадцать.)

Стоим и ходим

Продолжая попытки научиться стоять прямо, ребенок в какой-то момент отпустит дорогую его сердечку опору и простоит без нее несколько секунд. Примерно в это же самое время или чуть позже он сделает несколько неуверенных шажков, а мама или папа, либо оба родителя вместе, будут радостно его подбадривать. И уже через неделю малыш сможет самостоятельно пройти от одной стенки комнаты к противоположной, совершив (или не совершив) по пути несколько незапланированных падений на пол. Ходить он поначалу станет на полусогнутых ножках, развернув стопы наружу, с видом человека, решившегося на очень рискованное дело. Но малыша не остановит никакой риск: ни неустойчивая походка, ни даже внезапные плюханья на пол (которые, как вы считаете, крайне вредны для вашей нервной системы). Держите под рукой фотоаппарат или видеокамеру, чтобы и вы, и ваш сынок или дочка впоследствии могли наслаждаться трогательным зрелищем первых шагов.

Когда ребенок начнет ходить? Где-то между восемью и четырнадцатью месяцами — все зависит от его роста, веса, расположения центра тяжести, наследственности, условий и темперамента. Если он тяжеловат, то сохранять равновесие ему будет труднее. Время, когда человек сделает свои первые шаги, абсолютно ничего не говорит о том, насколько он будет здоровым в отрочестве или о его шансах поступить в институт. Но если ребенок дожил до своего первого дня рождения и все еще не умеет стоять даже с чьей-либо помощью, то надо посоветоваться об этом с врачом, тем более, что как раз подойдет срок очередного медицинского осмотра.

К вопросу об обуви. До того как ребенок начнет ходить, в ботиночках и туфельках мало смысла, если только он не позирует для семейного парадного портрета. Но если он уже ходит, то перед тем как отправиться с ним во двор или в парк, вы, надо думать, захотите надеть на него ботиночки или сандалики, ведь эта территория не так безопасна для нежных ступней ребенка, как полы в вашем доме.

Обувь должна быть ребенку немного велика: между пальчиками ног и мыском ботинка должно оставаться сантиметра полтора. Поскольку ножки вашего малыша растут очень быстро, нет смысла выбрасывать деньги на ветер, приобретая ему обувь от знаменитых дизайнеров. Вполне сойдет пара простых тапочек с шероховатой подошвой, вроде теннисных. Если только не было специального указания врача-ортопеда, ребенку совершенно не нужны вкладыши, подушечки или какие-то другие приспособления, помещаемые в обувь. Подъем его ног не нуждается в специальной поддержке: на ступнях младенцев имеется жировая прослойка, которая исчезает к двум-трем годам.

Вы можете заметить, что, хотя при ходьбе пальцы ног ребенка вывернуты наружу (это объясняется слабостью тазовых связок), когда он ложится, ступни поворачиваются вовнутрь. Правильное положение ступни займут примерно к восемнадцати месяцам. Если какая-то позиция ступней или ножек ребенка покажется вам неестественной или несимметричной, то обратите на это внимание педиатра (если необходимо, малыша должен осмотреть и детский ортопед). Заметив, что ребенок хромает, покажите его специалисту как можно скорее. Хромота — ненормальное явление при любых обстоятельствах, она может свидетельствовать о самых разных проблемах медицинского характера.

Глаза и руки

К семи-восьми месяцам ребенок фокусирует взгляд на людях или предметах, находящихся на противоположном конце комнаты, — хотя он будет различать их не так ясно, как вещи, расположенные прямо перед ним. Он обнаружит, как весело смотреть на себя в зеркало: забавный маленький человечек повторяет за тобой все твои движения. Малыш начнет проявлять еще больше интереса к разнообразию цветов и форм и будет быстро впитывать зрительную информацию об окружающем мире. Вы заметите, что порой он внимательно смотрит на что-то через всю комнату. Он будет чаще останавливать взгляд на маленьких предметах, находящихся прямо перед ним, — на клочке ваты, выпавшей из кошелька монетке или на букашке. Развитие зрения будет сопровождаться развитием рук и пальцев. К девяти месяцам малыш начнет брать предметы уже не «варежкой» (зажимая их между большим пальцем и всеми остальными), а «пинцетом» (то есть большим и еще каким-нибудь пальцем). Он также научится лучше действовать двумя руками одновременно — когда берет игрушки, перекладывает вещь из руки в руку или стучит друг о друга находящимися в разных руках предметами, чтобы насладиться звуками, которые они при этом издают.

В три последующих месяца ловкость рук вашего малыша достигнет новых вершин развития. Он откроет для себя, как забавно выпустить что-то из руки или просто-напросто швырнуть какой-то предмет подальше и понаблюдать, каков будет результат. Он будет вертеть вещь перед глазами, смотреть на нее под разными углами, тереть или трясти ее. Найдя в каком-либо предмете дырку, он не замедлит засунуть в нее пальчик. А если какой-то предмет состоит из частей, которые можно двигать, он примется тянуть их, толкать, крутить, гнуть. К концу первого года жизни малыш будет получать великое наслаждение, доставая из коробки маленькие предметы, а затем по одному складывая их обратно. Он бросит что-то на пол, а потом поднимет. И, само собой разумеется, он потащит в рот абсолютно все, дабы продолжить свою научно-исследовательскую деятельность с помощью губ, десен и языка.

Звуки, слоги речь

Одно из наиболее радующих душу достижений детей в возрасте между шестью и двенадцатью месяцами — великое множество новых звуков. После полугода ваш малыш начнет имитировать некоторые слоги, поначалу состоящие в основном из гласных. К девяти месяцам в его распевном лепете зазвучат и согласные. И вы вдруг услышите коротенькие слова, например, «баба» или «папа». Малыш будет либо выпаливать их на одном дыхании, либо, наоборот, тянуть. Но пока ему не исполнится двенадцать месяцев (или даже немного больше), он вряд ли сможет соотнести эти слова с определенными людьми, скажем, слово «мама» со своей родной мамочкой.

Чем ближе первый день рождения вашего малыша, тем свободнее его «речь», хотя уловить ее смысл пока еще очень непросто. Активный словарный запас годовалого ребенка состоит из нескольких слов. А наряду с ними он по-прежнему лепечет что-то неразборчивое, повышая и понижая голос и меняя интонацию. Порой вам даже кажется, что к вам прибыл чужеземный гость, говорящий на непонятном языке. В это время ребенок начинает общаться еще и с помощью жестов. Он показывает ручкой или пальчиком на что-то, для него интересное, машет на прощание, а желая сказать «нет», мотает головкой. До вас могут также доноситься восклицания вроде «У-ох!»

И хотя к концу первого года жизни количество слов, которые ребенок способен произнести, невелико, понимает он гораздо больше, чем вы думаете. После девяти месяцев малыш начнет реагировать на собственное имя. Видно, что он узнает знакомые ему предметы, а также людей и животных. Обычно он научается распознавать слово «нет» раньше, чем сможет его произнести, по крайней мере, мы очень на это надеемся. Ребенок может обернуться и поглядеть на человека или на предмет, который вы назовете, и очень скоро несказанно удивит вас тем, что выполнит какую-нибудь простую команду.

В эти месяцы вы можете внести ценный вклад в развитие речи своего малыша, даже если разговариваете вы с ним не слишком много. При любом удобном случае называйте предметы, на которые он смотрит, и рассказывайте о том, что вы сейчас делаете. Перелистывайте вместе книжки с картинками. Постарайтесь говорить как можно проще, правильным и несложным языком. Не подражайте невразумительному лепету младенца. О чем бы ни зашла речь - описываете ли вы окружающий мир, выражаете ли беспокойство или любовь, строгость или нежность, — выговаривайте слова четко. Мозг ребенка впитает всю исходящую от вас информацию и свяжет предметы, картинки и события со словами, которыми вы их назвали. А потом малыш попытается произнести эти слова сам.

И вот — о радость! — вы поняли, что именно ребенок хотел вам сказать. Конечно, вы счастливы. Но непременно удержитесь от искушения ответить своему чаду в его же милой манере. Если ребенок, показывая на автобус, скажет «Убус!», обязательно ответьте: «Правильно, автобус!», и не оставляйте малыша в уверенности, что во время прогулки он повстречал некоего таинственного убуса. (Существует одно исключение: бабушки и дедушки почти всегда представляются окружающим именами, которыми их окрестили первый внук или внучка, например «Гага и Буба», «Мася и Мися» и так далее. Ну и пусть себе представляются.)

Теперь самое время подумать о том, какой стиль разговора воспримет и будет воспроизводить ваш ребенок. Как в вашей семье разговаривают — спокойно и вежливо? Или на повышенных тонах и без должного уважения к собеседникам? Какие фразы звучат, когда вся семья сидит за обеденным столом? Комплименты? Жалобы? Взаимные попреки? Смотрите, чтобы вместо слов «Я тебя люблю» ваш малыш не выучил в первую очередь грубые словечки вроде «Заткнись!» или еще похуже. Обратите также внимание, из какого источника он черпает большую часть слов и выражений — от присутствующих в его жизни взрослых или из телевизора, бубнящего в углу. Если вы поняли, что в вашей семье дела в этой области обстоят не слишком благополучно, созовите семейное собрание и помолитесь о том, чтобы в вашем доме научились разговаривать по-иному (вежливее, тише и без заметного участия телевизора, проигрывателя и компьютера).

Действия и игры

В возрасте шести-двенадцати месяцев ваш ребенок будет повторять за вами не только слова, но и жесты, и движения. Однажды вы будете приятно удивлены, увидев, что он не стал колошматить трубкой игрушечного телефона об пол, а приложил ее к уху. Или вместо того чтобы засунуть игрушечную расческу в рот, провел ею по волосам. К году малыш будет играть в игры вроде «Кисонька, кисонька, брысь!», «Ладушки» или «Каравай» («Испекли мы каравай» — ручонки ребенка потянутся вверх, словно стараясь достать до неба, и вы скажете: «Во-о-т такой вышины!»)

Вы будете радоваться за свое дитя, видя, как развивается его память. В четыре-пять месяцев ребенок тут же забудет об игрушке, пропавшей из поля его зрения. Например, если он случайно спихнет с дивана погремушку, то не станет провожать ее глазами. Но где-то с девяти месяцев он сможет достаточно долго удерживать в памяти образ предмета и после неожиданного исчезновения той же погремушки вполне способен отправиться на ее поиски.

Возьмите игрушку, покажите малышу, а затем накройте ее платком или салфеткой. Ребенок стянет салфетку и ко всеобщему восторгу явит окружающим исчезнувшую было игрушку. Чтобы отточить это умение, можно на глазах у малыша спрятать игрушку подальше, воздвигнув на пути к ней несколько несложных препятствий. Чем сильнее будет развиваться его память, тем настойчивее он будет искать куда-то запропастившуюся вещь. Чтобы сделать игру еще более увлекательной, вы можете «спрятаться» за стулом или за дверью, а затем позволить ему найти вас. Вы можете выставить ногу или выглядывать из-за угла — до тех пор пока ваш карапуз не ухватит суть игры.

Вы также можете играть с малышом в игры, которые станут для него продолжением исследования окружающего мира: катать мяч, строить пирамидки из крупных пластмассовых кубиков, а затем разрушать их, складывать в большую коробку великое множество маленьких предметов и вынимать их оттуда по одному. На самом деле на свете существует не так уж много диковинок, которые дети предпочли бы простым, дешевым игрушкам или неопасным предметам домашнего обихода: всевозможным мячикам, строительным кубикам, игрушечным телефонам, пластмассовым машинкам, грузовикам, корабликам и самолетам, легким небьющимся мискам и чайкам. пластмассовым коробкам всех видов и размеров. Внимание: проследите, чтобы у всех этих игрушек и предметов не было острых краев, чтобы они не рассыпались на мелкие детали, не помещались в рот и не были окрашены легко отслаивающейся и/или токсичной краской.

«Правильные» игрушки и игрушки, от которых надо держаться подальше

Неспособность долго заниматься чем-то одним и непрерывные исследования бесконечной череды предметов предполагают, что вам нет нужды тратиться на какие-то особенные игрушки, поскольку ваш юный экспериментатор вряд ли уделит им большее внимание, чем коробке, в которую они упакованы. Тем не менее, если дядя Вова действительно хочет выложить круглую сумму за игрушку для своего обожаемого племянника, вы можете намекнуть ему, что ребенку в первую очередь нужны:

  • игрушки с низко расположенным центром тяжести, которые малыш может толкать впереди себя и таким образом «ходить», держась за них;
  • игрушки со всякого рода включалками-выключалками и рычажками, за которые можно тянуть, издавая при этом восторженные вопли;
  • игрушки для купания, в которые можно наливать воду, а потом намыливать ее (для этой цели вполне подойдут маленькие пластмассовые чашечки), или игрушки, которые плавают, пищат и стреляют водой;
  • книжки с картинками из очень плотной бумаги или картона. Очень возможно, что ребенку больше понравится не рассматривать картинки, а листать картонные страницы, поскольку они крепятся на цветных пружинках: многие дети этого возраста просто помешаны на петельках, пружинках, шарнирах, крючках.

Прежде чем купить игрушки, которые не подходят детям этого возраста, надо по крайней мере семь раз подумать:

  • Мягкие игрушки. Что правда, то правда: мягкие игрушки, особенно зверята, очень нравятся малышам, даже если они не имеют представления о том, кто такие медвежонок Миша или Чебурашка. Но такие игрушки впитывают в себя пыль, усугубляя аллергию, теряют ворсинки, из них вываливается наполнитель, а плохо прикрепленные пластмассовые глаза и носы могут застрять в носу или горле ребенка. Когда ребенок срыгивает или выплевывает пищу, мягкие игрушки могут запросто оказаться «на линии огня», и тогда они будут неприятно пахнуть. Когда малышу исполнится месяцев девять, и его страх перед расставанием станет более сильным, то можно призвать на службу какую-нибудь мягкую и пушистую игрушку - она поможет ему успокоиться, когда вас не будет в комнате или вы куда-нибудь отправитесь вечерком. Игрушка должна быть достаточно прочной, чтобы пережить «заботу», которую проявляет о ней ребенок, в том числе и частые купания, и на ней не должно быть никаких декоративных штучек, которые могут легко оторваться.
  • Все, что имеет острые края, маленькие детальки или же большие детали, которые легко могут превратиться во множество мелких фрагментов.
  • Воздушные шарики. Во-первых, они часто лопаются и могут сильно напугать ребенка, а во-вторых, маленькие кусочки резины легко проглотить.
  • Игрушки, призванные «обучить» малыша таким абстрактным вещам, как буквы и цифры. Придет время, и он прекрасно освоится с этими символами, но пока все попытки познакомить его с азбукой и с азами математики совершенно необязательны. Ведь именно сейчас ваш малыш постоянно (если только не спит) получает столь нужное в жизни образование, вертя в руках (жуя, грохая, бабахая, швыряя и роняя) все, что видит, и слушая обращенные к нему речи людей постарше.
  • Оцените материал
    (1 Голосовать)
  • Прочитано 3389 раз
  • Грудное вскармливание
    Грудное вскармливание Оптимальной пищей для новорожденного ребенка является материнское молоко...
  • Здоровье ребенка
    Здоровье ребенка Здоровье с самых первых дней после рождения сильно влияет на всю дальнейшую жизнь нового человека…
  • Питание детей до года
    Питание детей до года Когда дело доходит до кормления, на здравый смысл рассчитывать не приходится…
  • Уход за новорожденным
    Уход за новорожденным Впервые увидев своего ребенка, вы можете быть немного ошеломлены предстоящим уходом за ним.…
  • Проблемы со сном у ребенка
    Проблемы со сном у ребенка Большинство родителей впадают в панику, и небезосновательно, при одной мысли о том, что придется учить ребенка крепко спать всю ночь…